Mar
16
|
Четкие правила игры или как работать с посредниками
|
Думаю, что далеко не секрет, что многие заказчики во фрилансе – на самом деле посредники, иногда представители рекламных агентств, получающие заказы у оффлайн фирм и “реализующие” их у фрилансеров, представляя как свою “разработку”.
На моем опыте во фрилансе – таких довольно много встречалось. Не могу сказать, что с посредниками нельзя работать, но то, что работать надо вдвойне осторожно – это точно.
Очень часто встречаются недобросовестные посредники, которые “устраивают” конкурсы среди фрилансеров на “лучшую работу”. На самом деле это конкурс на “работу, что понравится клиенту”. Отличить такого посредника очень просто – он никогда не дает предоплат и никогда не согласится на работу через “сделку без риска” или “сервис безопасных сделок”.
В связи с всем вышеописанным, встает вполне резонный вопрос “Как обезопасить себя при работе с посредниками?”.
Ответ на такой вопрос я дал в названии этого поста – “четкие правила игры”. Заключаются они в следующих вещах:
- Покажите человеку уровень своих работ, чтобы посредник понимал, что если ваш уровень – на 100$, то сделать работу уровня 500$ у вас не получится. Очень часто посредники потом винят исполнителя, что мол “зачем брался за работу, если знал, что не тянешь”.
- Потребуйте детальное задание на разработку. И не стоит стеснятся – человек – посредник, значит пусть тоже отрабатывает деньги, что хочет заработать, но уже в общении с клиентом при составлении задачи. Без детального задания за работу не беритесь вообще. Даже, если работы на данный момент нет вообще.
- Обговорите действия в случае, если конечному клиенту работа не подойдет или не понравится. Такое тоже бывает и почему вы должны нести за это ответственность, а не посредник? Как минимум посредник должен оплатить часть вашей работы в таком случае.
- Настаивайте на предоплате или на сервисах заключения сделок на биржах, чтобы обезопасить себя от недобросовестного посредника. И не следует думать, что “вот этот так себя ведет – он точно не кинет, он пообещал заплатить” – это все детский лепет, а нужны гарантии того, что затраченное время не вылетит в трубу.
- Никогда не отдавайте свою работу полностью до оплаты этапа (или полной оплаты, в зависимости от ситуации).
- Как правило посредники считают, что результат вашей работы полностью принадлежит им. Бейте рублем по рукам. Назначайте цену выше, если работу вы не сможете выложить в свое портфолио – вы же не чернорабочий, что добывает руду каждый день – вам еще нужно портфолио пополнять.
При соблюдении данных советов и придерживания их при работе с посредниками (явными) – работа с ними будет протекать более-менее спокойно.
А вообще я рекомендовал бы с посредниками стараться меньше работать. Большинство из них хочет элементарно “срубить бабла” с помощью фрилансеров, которые могут работу сделать дешевле.
Поэтому советую работать только тогда, когда цена и условия вас устраивают. И не бойтесь, что заказ пропустите. Если цена и условия вам не подходят – значит это просто не ваш клиент.
Пока бы вы делали одну работу, которая вам не подходит, вы бы могли уже найти две, которые бы идеально подходили бы.
16.03.2008 в 22:39
Вообще с посредниками лучше работать по предоплате. Большинство из них в случае возникновения проблем с клиентом в итоге перекладывают их на твои плечи. В итоге получается что-то вроде “А я что, да мне самому не платят!”
16.03.2008 в 22:40
На самом деле эта тема весьма актуальна, молодец, что затронул ее.
Довольно интересно получилось.
16.03.2008 в 22:43
Andrew, лучше вообще через посредников не работать. Разве что через провереных.
16.03.2008 в 23:04
Да уж…
Работа через посредника – это тема… Для долгого и, скорее всего, неприятного разговора.
Спасибо, Станислав, что затронули этот ворпрос.
17.03.2008 в 09:19
А в другой статье описывалось, как хорошо работать с посредником…
“Менеджмент во фрилансе”.
17.03.2008 в 11:33
quer, Вы путаете 2 понятия – “менеджер” и “посредник”. Разница проста даже на элементарных примерах:
1) посредник ищет всегда исполнителя под свой проект, а менеджер – проект под исполнителя.
2) посредник никогда не будет афишировать, кто ему сделал работу, менеджер же – наоборот.
И так далее. Наверное напишу об этом отдельную статью, потому, что слишком многие путают эти понятия.
17.03.2008 в 12:35
Меня больше интересует момент: “предоплата”! Особенно в дизайне!
Дозайн стоит 100%. 50% я прошу сразу. А клиент говорит: “вы сделаете мне 2-3 (да хоть 5) итераций и мне не нравится, дальше вы меня пошлёте и оставите 50% себе. А я заплачу за то, что не буду использовать и что мне не надо.”
Что есть правильно? По логике: человек платит за товар! Товара нет – след. платы тоже.
И сама по себе предоплата есть демонстрация/подтверждение намереней работать именно с вами.
Но наверно это уже тема для отдельного поста….
17.03.2008 в 12:42
GenriX, тут все просто. Любая работа должна быть оплачена. А если клиент сомневается, что ему понравится – значит либо портфолио не слишком убедительное, либо это просто не ваш тип клиента.
В таком случае (не вашего клиента) – работа на свой страх и риск. Еще можно предложить отрисовать эскиз и если идея не понравится – расстаться. Эскиз – это не большие затраты.
У нас лично эскизы редко рисуются, но если рисовались – еще ни один клиент не отказался потом дальше работать. А если у клиента сомнение, что после эскиза ему понравится (при этом эскиз он принял) – то это уже клинический случай и с таким клиентом нужно расставатся полюбовно (подробнее о таком случае в моей практике – слушайте подкаст, который я скоро выложу оцифрованным) и не морочить друг другу голову.
17.03.2008 в 14:15
На самом деле мне кажется, “посредник” и “менеджер” – по своей сути это одни и те же люди – промежуточное звено между заказчиком и исполнителем
а теперь подробно:
1) посредник ищет всегда исполнителя под свой проект, а менеджер – проект под исполнителя.
//не всегда например, “посредник” может иметь постоянных фрилансеров, и время от времени давать заказы.
Имея небольшой штат и зная силы искать на биржах работу для них.
2) посредник никогда не будет афишировать, кто ему сделал работу, менеджер же – наоборот.
//почему ? Станислав бывает исключения.
Если подытожить, то считаю менеджер – это тот же посредник. (кстати много так и формулируют), но берущий на себя риски.
“Посредник в данной статье” – это человек взявший на себя работу передает другому, не неся фин. рисков.
-=–=-
Это как “кидальщик” и “человек сполна оплативший заказ + предварительно внес аванс” – поступили по разному, но относятся к одной категории Заказчики.
так в случае и с “Посредником” и “Менеджером” – одна категория разный подход к делу, но все равно это одно понятие Посредник.
-=-
Другое дело если есть команда фрилансеров и среди них отдельно по должности менеджер. Который ведет и управляет всеми проектами, тогда я соглашусь, что это не посредник.
17.03.2008 в 16:42
Работа через посредника – это тема… Для долгого и, скорее всего, неприятного разговора и очень не интерестна,
17.03.2008 в 19:55
quer:
А где логика тогда? Почему тут это не посредник тогда? По Вашей логике это тоже посредник.
17.03.2008 в 21:40
Объясняю.
1. Менеджер – может быть отдельно от фрилансеров. Имея контакты фрилансеров (проверенных) он ищет работу и отдает им. Но т.к. тесной связи нет, фрилансеры могут работать частично на себя частично на него. Далее могу оговорить, что такой менеджер может нести все финансовые риски., максимально уберегая от этого фрилансеров. Делать предоплату т.к. знает уровень мастерства фрилансера, неоднократно поручал ему работу.
Как классифицировать тогда его ? (посредник или менеджер)?
Частично подходит пример, работа внештатных корреспондентов. Могут получать задание не от заказчика напрямую, а от посредника.
2. Менеджер команды. Образовывается студия / команда (кому как нравится). среди всех должен быть человек отвечающий за проекты, вести переписку с заказчиком, выяснять нюансы, руководить работой других. Беря на себя эти функции он оставляет другим заниматься каждому своим делом. Программистам – ваять скрипты, дизайнерам – рисовать дизайны.
Менеджер вот тут менеджер не может быть посредником. По сути он руководитель/начальник (если пользоваться советской терминологией. Термина – менеджера тогда не употребляли).
Теперь вернемся к предыдущей статье:
Менеджмент во фрилансе
Работа во фрилансе через опытного менеджера – очень удобно и прибыльно. Поэтому, если у вас есть возможность работать не напрямую с заказчиками, а через опытного в менеджменте человека – советую ей воспользоваться – в выигрыше останутся все.
Станислав я не случайно выделил в последнем абзаце “ЧЕРЕЗ”. Такая формулировка подходит, как раз к “посреднику” (человека ЧЕРЕЗ которого работают).
Вы не написали так: “Работайте вместе с менеджером”.
А напоследок (IMHO)
можно выделить 3 формы работы с менеджером
1. Менеджер – не несет фин. риски, просто передающий работу от заказчика к исполнителю.
2. Менеджер – выступает гарантом для двух сторон.
(пример, стройка большого объекта, могут привлекать субподрядчиков)
В данном случае строительная компания несет ответственность перед заказчиком и в тоже время може привлекать другие компании для выполнения тех или иных работ.
3. Менеджер/руководитель работает в команде.
Вот и все…
P.S.
Станислав я читаю Ваш блог и мне нравятся статьи. И поверьте я отнюдь не критикую Вас или Ваши мысли.
моя фраза
вызвана тем, что я вижу менеджера- посредником, но не ассоциирую это с негативом. Вы назваете посредника – в негативном контексте, а менеджера в позитивном.
Для меня разница только в подходе к работе. а не в “терминах “.
17.03.2008 в 23:12
quer, давайте тогда разберемся.
1. Я не считал, что Вам не нравятся мои статить и тем более не думал, что Вы их критикуете. Как минимум Вы бы тогда не участвовали в касте, который проводился. Следовательно – у меня и мысли не было о чем-то подобном. Я всегда с уважением отношусь к чужому мнению и более того – оно мне интересно, поэтому я и задал свой предидущий вопрос, чтобы понять логику, которой Вы руководствуетесь.
2. Я признаю, что та статья написана очень коряво (имеется ввиду “менеджмент во фрилансе”). Цель ее была более вводного характера, описание было дано в произвольной форме, без придирок к формулировкам, однако, наверное в этом и была моя ошибка – многие статью критиковали именно с той точки зрения, что формулировки там неверные.
3. Я согласен с тем, что речь должна была идти про “работу вместе с менеджером”, а не работу через менеджера. Это Вы правильно подметили – спасибо.
4. Все-таки мешать менеджера с посредником я бы не стал, опишу в следующей статье почему и так ее и назову “менеджер и посредник во фрилансе – одно и тоже?”. Там будет логичнее продолжить обсуждение.
Я бы классифицировал это как что-то переходное между менеджером и посредником. Тут не хватает того, что менеджер продвигает исполнителя, которого он представляет.
Вариант, описанный Вами – это уже больше фриланс-команда, если набор фрилансеров постоянен. Объективно – менеджер не может представлять более, чем 1-2 фрилансеров – иначе у него не хватит времени на всех и будут провалы в работе.
Поэтому данный случай вообще трудно очень классифицировать..это что-то третье, в моем понимании.
18.03.2008 в 09:45
Возможно, во фрилансе это “перехідна форма організації праці, яка з часом може вилитися у більш тісні партнерські взаємовідносини”
Хотя в жизни такую форму “менеджмента” встретить легко
Например: Такси
Каждый, кто имеет собственную машину устанавливает радиостанцию и работает через диспетчера. Они обеспечивают заказы, а водители платят за каждый вызов определенную сумму.
Или все больше набирают популярность услуги по ремонту. Когда фирма создает базу мастеров (они оставляют свои контакты). По появлению заказа диспетчер связывается с конкретным мастером и дает адрес, по которому нужно выполнить работы.
В данном случае компании не стремятся продвинуть кого-то, не ищут заказы под конкретного исполнителя.
18.03.2008 в 10:07
Забыл добавить
//При прочтении статьи и отсутствии формулировки “работу вместе с менеджером”, а не работу через менеджера. У меня сложилось понимание, того что Вы рассматриваете сотрудничество не как
командное заказчик менеджер + фрилансер,
а как менеджерменеджерфрилансер
Вот этот абзац и ввел меня в заблуждение относительно Ваших мыслей
По этому я абсолютно согласен с Вами
И написал в предыдущих коментариях.
Другое дело если есть команда фрилансеров и среди них отдельно по должности менеджер. Который ведет и управляет всеми проектами, тогда я соглашусь, что это не посредник.
18.03.2008 в 10:55
Читаю это все и вспоминаю замечательную фразу гениального препода: “Об определениях не спорят! о них договариваются!”.
22.03.2008 в 14:19
Andrew, согласен полностью. После пары кидков работаю строго по предоплате.
23.03.2008 в 13:31
[...] Четкие правила игры или как фрилансеру работать с поср… — Станислав Малкин [...]
28.03.2008 в 14:29
Статья очень поучительная, особенно сейчас, так как хочу стать фрилансером, сейчас создаю портфолио, а потом всё это пригодиться, сохраню в блокнот, а потом распечатаю, должно помочь.
03.04.2008 в 03:33
Я предпочитаю работать без посреников, тока если это очень близкие мне люди.
05.04.2008 в 15:44
Уже была головная боль с посредниками. Работать нужно аккурато и сразу предупреждать о том, что его посредничество для вас роли не играет никакой. Посредник для меня и есть прямой заказчик, а то, что он перепродаст работу кому-то ещё за большую стоимость – респект человеку, умеет зарабатывать но проблемма не моя .
Главное чтобы при этом я достигал цели и мои права не нарушались. (Привет СБС и договор =)
07.04.2008 в 13:42
Каюсь, минуснул вам карму, а вот уже несколько часов ваши посты читаю… Спасибо вам большое, очень много полезного, как всегда все это знаешь (почти), но когда информация систематизирована все получается намного понятнее!
Пишите дальше, слеу за вашими постами, ну и карму верну;) если там можно вернуть..
07.04.2008 в 14:14
Евгений, карму на хабре? Да бог с ней..у каждого есть свое мнение, это нормально, что у некоторых людей мнения не совпадают.
07.04.2008 в 16:58
Да, на хабре. Ну и хорошо, что все хорошо. Пишите продолжайте, читаю и друзьям рекомендую.
07.04.2008 в 17:07
Евгений, спасибо за доверие!
Для меня это важнее и существеннее, чем карма на Хабре
08.04.2008 в 10:25
У меня там тоже карма низкая)))) -3 вроде и что? всё-равно комментировать могу