Mar
30
|
Самая большая ошибка фриланс-дизайнеров с моей точки зрения
|
Буквально вчера, просматривая результат работы нашего дизайнера на заказ по редизайну для одной очень известной фирмы по предоставлению хостинга в Украине, окончательно убедился в том, что 99% проблем фриланс-дизайнеров скрыт в том, что они не понимают самого главного, а именно:
Нужно изначально делать не так, как написано в ТЗ, а так, как это должно быть удобно и полезно для конечного пользователя.
Вот только почему-то почти все фриланс-дизайнеры поголовно стремятся сделать “как написано в ТЗ”. Да, выходит не всегда плохо, особенно, если ТЗ сделано грамотно, но без изюминки, без удобства и т.д.
Тоесть дизайнер делает только то, что от него просят по ТЗ и не задумывается о том, как сделать работу лучше, вложить в нее что-то еще, кроме того, что просят.
Вопрос мотивации, скажите вы? Нет, это не мотивация – это проблема понимания того, зачем вообще делается дизайн и заказывается клиентом.
Я не собираюсь рассматривать варианты, когда клиент трудный и сам не понимает чего хочет. Изначально не всегда видно это, а понятно только в процессе работы. Но почему же изначально не сделать так, как должно быть? Так, чтобы работу не было стыдно положить себе в портфолио и дизайн уже работал на фрилансера?
Размышляя над этой проблемой я пришел к выводу, что большинство фрилансеров боится сделать что-то не так, как написано, чтобы не терять свое время на переработку. В чем-то они правы. Но это ведь топтание на месте..Если человек боится сделать шаг влево, шаг вправо – это закладывается на его подсознании и ему потом очень сложно будет разорвать это кольцо, что его сдерживает..
Я за то, чтобы изначально работа делалась с целью выгоды для конечного пользователя, а вы?
PS. Совместными усилиями мы с дизайнером улучшили работу и мне удалось (надеюсь) ему пояснить, почему изначально нужно делать так, чтобы дизайн “работал”.
Спонсор поста:
Уличные светильники в магазине Салон света.
30.03.2008 в 23:27
Аналогично и в среде программистов. Не раз слышал “Но ведь работает?” А то что пользователю неудобно или необходимы знания хтмля чтобы полноценно работать с творением кодера, их не волнует. Такие работы я называю “на отъ*бись”.
Тут проблема чаще всего, что человек хорошо разбирается в кодинге, дизайне, но очень плохо в юзабилити.
30.03.2008 в 23:27
проблема в том что большинство клиентов хотят что бы дизайн нравился непосредственно им =)
30.03.2008 в 23:28
Замовник, що покладається на професіоналізм виконавців — знахідка, і не лише для фрілансера. Мова про ті випадки, коли ти сам вирішуєш не лише питання дизайну, але й переносиш елементи бізнес процесів в онлайн (для прикладу — залучення нових клієнтів для офлайнових послуг).
Правда, такі ініціативи не не завжи оплачується, але коли клієнти кажуть, що сайт окупився за 6-7 місяців я крім задоволення отримую премії та пропозиції від нових клієнтів.
30.03.2008 в 23:29
romand, о чем и речь – что это инвестирование в себя же! Мало просто кто понимает об этом..
30.03.2008 в 23:31
syschel, такая проблема существует в любой сфере. Просто во фрилансе это как-то более сильно выражено..
30.03.2008 в 23:35
Александр Махомет, эта проблема решается просто довольно..если клиент доверяет только себе любимому – это не наш клиент.
31.03.2008 в 00:11
Станислав Малкин так можно лишиться многих клиентов, для начинающих фрилансеров такой подход очень проблематичен.
31.03.2008 в 00:19
Александр Махомет, речь не шла про начинающих.
К тому же – никто не заставляет не делать так, как просит клиент. Если клиенту не понравилось – можно переделать, как он хочет, но изначально всегда делать так, как должно быть, а не “тупо по заданию”.
31.03.2008 в 00:30
“делайте, как считаете нужным, а не как написано в ТЗ”
пост однозначно в раздел вредных советов
если видиш проблему\возможность сделать лучше в ТЗ, сначало убеди заказчика что ты прав, согласуй изменения, сумееш убедить, далай, иначе – все как написано в первоначальном ТЗ
31.03.2008 в 01:36
cencio :
Вы вырезали полфразы. Другая часть фразы гласила о том, что “изначально делайте”. К тому же пост для дизайнеров, а Вы все-таки не дизайнер – Вы – кодер, а там совсем другая песня и этот подход не будет правильным.
А куда записывать и в какой раздел – это дело Ваше личное – мое дело рассказать о том, как я это вижу на практике, так сказать поделится опытом..
Не верно. Клиент не всегда знает и понимает, как это будет выглядеть в результате. Тем более, что это дизайн. Разговаривая с клиентом о сферических конях в вакууме, дизайнер конечно имеет некую вероятность того, что клиент его поймет, но скорее всего этого не случится.
31.03.2008 в 09:57
Александр Махомет
Можно и нужно лишаться тех клиентов, которые сами не знают что хотят.
Сам я работал и сотрудником в канторе, и руководителем, и заказчиком и вот сейчас во фрилансе.
Когда токо начинал, брал всех подряд чутли не за копейки. Получилось что переделываешь по 10 раз из-за: “А я передумал”, “а я хотел другое”, “а поменяй”, “а я сегодня увидел там-то и хачу такое же”. Но потом понял, что в топку таких клиентов. Лучше отказаться от клиента “самодура”, чем убить на него месяц в пустую.
А если вы не можете грамотно объяснить (порой на примерах), что вы хотите сделать, то это ваша проблема, а не чьята.
Но и делать, лишь бы сделать, не вариант. Реально, потом же в портфолио стыдно засунуть будет.
Поэтому, грамотно создаём ТЗ, на этапе создания ТЗ объясняем клиенту возможные варианты и их необходимость, а в процессе работы согласовываем с ним. Ну и при сдаче не забываем объяснять почему сделанно именно так.
Порой достаточно: “Нынешняя тенденция создания сайтов…”, “от того что вы хотели, решено было отказаться, так как это не актуально/отталкивает/не солидно…”, ….. Главное общатся с клиентом, а не только слушать его.
З.Ы. По хохлядский плиз не пишите, я хоть и родился в Донецкой области, но не понятно же.
31.03.2008 в 11:21
Станислав Малкин:
может ситуация и другая, в тз на дизайт все дотошно не пропишить, и скриншоктов, на которые один в один должнен быть похож результат, там в большинстве своем нету, но это не причина проявлять лишнее творчество, потому что если “изначально делать” еще не означает что заказчить приймит ваш вижин и оплатит его, вообще нельзя делать подобные сюрпризы людям, которые вам за работу деньги платят. есть нормальный воркфлоу – тз-соглосования/изменения в процессе-результат, и делать нужно то, за что платять, можно и дорабатывать после получения результата, но за счет заказчика(если конечно результать соотвецтвует тз)
31.03.2008 в 13:25
Станислав Малкин, можно ли посмотреть на ваши личные достижения как дизайнера? То есть не то, что ваша студия сделала а то, что лично вы надизайнерили. Ато вы говорите ‘Вы – кодер’, а сами являетесь кодером/менеджером и позволяете себе давать советы дизайнеру. Кстати, и в вашем резюме ничего про дизайн не упоминается.
По статье: общая мысль более чем сомнительная. Дело исключительно в мотивации и природных способностях дизайнера. В ТЗ все до точки дописать невозможно. Всегда найдется деталь которую захотят поменять или оставят на усмотрение дизайнера. Вот здесь он и может проявлять инициативу, т.к. явных указаний со стороны заказчика не поступало. При попытке заказчика ‘кривить лицом’ на эти (неуказанные) детали можно ссылаться на ТЗ в котором не сказано, что реализованный дизайнером вариант неверен.
31.03.2008 в 16:00
Это проблема не фрилансеров, а конкретного человека. Если человек получает удовольствие от своей работы, он всегда сделает так так красиво и удобно, не зависимо программист он или дизайнер
31.03.2008 в 19:40
jt, я с таким стыкался не один раз, это не одиночный случай. Это почти сплошь и рядом.
Виктор, не совсем понимаю, причем тут мои личные достижения?
Вы путаете понятия. Кодер явно не выступает в роли менеджера и не пытается понять клиента и не передает ему работу дизайнера. Я же говорю именно с этой позиции, с позиции менеджера.
Что в моем резюме должно упоминаться про дизайн? Выступая менеджером команды – нужно иметь портфолио дизайнера или на что Вы намекаете?
01.04.2008 в 14:43
не, ну ТЗ тоже выполнять надо…
Вспоминается одни милая девочка, которая пришла с криком (именно с криком!) “сделайте мне так же! (линк)”. Как оказалось, ей нужна точная_копия. А любое изменение/отклонение от точной копии чужого сайта она называла плагиатом потому что она таке же где-то уже видела..
нелогично? ага. Именно.
Еще нелогичнее, что среди потенциальных клиентов таких “девачек” – около половины. И неточное выполнение ТЗ может быть чревато не одним днем потерянной работы + истеричные отзывы + все равно не заплатят. На расстоянии выкупить подобное лицо почти нереально, вначале более чем адекватное общение.
Вот фрилансеры и боятся.
ИМХО
01.04.2008 в 16:43
Если тратиш время, трать его с пользой.
И фриланс здесь совершенно не при чем, это правило относится к любой области человеческой деятельности.
02.04.2008 в 02:09
Можно сказать, что и есть самая распространённая ошибка, на именно за ошибку её признают далеко не все.
02.04.2008 в 06:01
согласен
02.04.2008 в 18:09
Да такая проблема действительно есть, и есть не только фо фрилан дизайне.
Тут есть хороший выход просто чувствовать что будет дальше лажа и говорить что делать только так будешь, как считаешь нужным (аргументирую). Только вот тут надо либо иметь очень весомые конкурентные премущества (внушительное портфолио и рекомендации от серьезных команий) либо просто быть мега раскрученым.
Просто написать бесконечно четкое ТЗ нереально, как и сделать работу бесконечно точно по этому ТЗ. Для первого и второго нужно бесконечное количество времени (и коечно же денег).
Первым делом нужно подумать, а может действительно не то что в ТЗ нужно было сдлеать…
тоесть хочу сказать что ТЗ – это ТЗ. А вот то что действительно нужно клиенту задача менеджера выяснить при разговорах и наиболее четко передать дизайнерам програмистам и.т.д.
К примеру в ТЗ написано “Хачу большую такую штуку как вон на том сайте в центре”… и тут дизайнеру нужно дать пометочку (не переборщить!. придать индивидуальности… и.т.д)
Тоесть..нужно обладать каким-то “сверхчутьем” ей богу..по-другому пока не получается -)
Ну и конечно если уж клиент совсем отказывается от того что “сам хотел”..нужно таких наказывать! Пока не знаю как. Но нужно -)
04.04.2008 в 00:27
Как все запущенно… к сожалению не только в статье, но и в комментах.
Давайте определимся сразу: что такое ТЗ? Это просто бумажка где записаны пожелания заказчика или это документ (так же как и договор подписывается обееми сторонами и имеет юр.силу)?
Второй вопрос: как в ТЗ описывается дизайн? “Слева вверху на 5 пикселей от границы вставить лого…” ??? В ТЗ максимум можно прописать корпоративные цвета, предпочтения в стилистике и т.д. и т.п. Но как показывает практика в ТЗ писать надо только то, что закреплено юридически: логотип, слоган и т.д. и т.п. И дизайнер всегда сам может фантазировать… сорри… КРЕАТИВИТЬ!
Как это делается: уверен все знают, что такое UML и диаграмма последовательности, с помощью которой всегда можно описать сценарий поведения пользователя…. Так что тут дизайнер не ошибется.
Опираясь на подобные инструменты и логику всегда можно убедить заказчика в своей правоте, или же услишать разумную критику и переделать диаграммы.
P.S.
04.04.2008 в 01:52
Не все так просто.
Я думаю что заказчика сложно убедить что юзабилити важнее чем то что он лично прописал в ТЗ. Я часто встречаюсь с тем что ТЗ полностью противоречит юзабилити. И главное что заказчик отдает себе в этом отчет. как будто его это не волнует.
Заказчик может сказать мне не нравиться что меню у вас внизу и справа сделайте его мелким шрифтом на беке и чтобы не было видно. и приходится делать.
Это право заказчика. Потому что впервую очередь фрилансер делает сайт для него а не для людей. Для людей сайты делают гуманисты и альтруисты. Если заказчик хочет жопу на сайте. Я и её нарисую…
04.04.2008 в 02:59
GenriX, хотел бы уточнить, что “запущено” в статье?
04.04.2008 в 10:04
Стас, в статье “запущено” много, а конкретно смысл:
1) Вы, ув. Стас, не дизайнер! И на сколько знаю никогда им небыли!
2) Совет “не делайте так как в ТЗ” – вызывает ужас! И не только как у разработчика, а вообще как у человека… это тоже самое, что “не делайте так как вам сказали”. Абсурдно?
Если менеджер не может убедить клиента в чем-то, то это исключительно его проблема. У меня тоже 50%50 получается убеждать заказчиков… век живи – век учись…. Но грешить на людей, которые делают работу по ТЗ – это не дело!
04.04.2008 в 13:01
1) Ну и что, что я не дизайнер? Зато я умею продавать их труд и знаю, что нужно клиентам и знаю, что почти всегда смогу пояснить клиенту, почему тот дизайн, что нарисовал дизайнер (именно человеческий дизайн, для пользователя, а не по ТЗ) лучше чем тот, что просил клиент по ТЗ.
2) О, ужас. А призыв не жить по правилам в этой жизни тоже вызывает ужас? Вот только почему-то многие не живут по правилам досконально, самовыражаются и не видят в этом ничего плохого, как не вижу ничего плохого в этом я. Зачем загонять себя под плинтус?
Речь не о грешении на людей, что делают по ТЗ, а о том – что дизайнер – изначально “креативная” профессия. А если делать тупо по ТЗ, в чем “креатив”?
04.04.2008 в 14:24
1) … собственно менеджеры все продают дизайны, т.к. работа такая… То что конкретно ты (ничего если на “ты”? … все же знакомы лично ) можешь объяснить клиенту, что этот дизайн лучше, то это замечательно… а по поводу того, что нарисовал дизайнер см. следующий пукнт 3…
2) Именно ужас! Жить не по правилам – это вообще сложный вопрос, но интересующий нас момент в том, что правила жизни сделали не мы с тобой (конкретно два взятые человека), а общество в целом… а ТЗ ты делаешь с клиентом лично…
3) Креатив заключается в том, что в ТЗ прописываются сценарии работы пользователя, а не рисуются страницы….
Есть ещё одна схема, согласно которой, после создания сценариев работы пользователя рисуется сетка сайта, которая может быть включена в ТЗ… и опять же таки ты сетку делаешь до утверждения ТЗ и можешь “склонять клиента к сожительсву” сколько хочешь…
Самое важное: после того как ТЗ утверждено все должно делаться согласно ТЗ – один к одному. Если ТЗ надо изменить, то есть соответствующие протоколы изменения ТЗ.
04.04.2008 в 16:50
GenriX, Сергей, если ты все делаешь по дизайну по ТЗ – мне будет трудно продолжить обсуждение..мы не понимаем друг друга. Это разные подходы.
04.04.2008 в 17:40
В том-то и дело… что как такового ТЗ на дизайн нет. Т.е. что такое ТЗ на функциональность мы оба прекрасно понимаем. А на дизайн ТЗ нет, т.к. есть сценарии и ТЗ на функционал, а вот как этот функционал будет выглядеть решает непосредственно сам дизайнер – собсно тут и креатифф и свобода от шаблонов и т.д. и т.п.
29.08.2008 в 13:49
Мы пробовали делать и по ТЗ, и сами предлагали свои варианты… Выходит любопытная вещь:
- когда клиент сам не знает, что же ему нужно в принципе, но хочет это знать, доверять готов, то его можно убедить в нашем видении дизайна.
- если клиент не хочет выглядеть “тупо”, экономит деньги и имеет свое мнение на счет дизайна, не доверяет и сомневается – это клиника.
И тут не помогает ничто.
Я вижу проблему так.
Если у вас есть ваша генеральная линия(подход собственный) к работе(собственно это как в жизни), клиент это чувствует и либо становится вашим, либо уходит.
Не важно каков этот пожход, главное, чтобы вы четко его осознавали.
На каждого заказчика есть свой исполнитель.
29.08.2008 в 14:23
Nata_Dream, в этим абсолютно согласен. Нужно уметь работать так, чтобы заказчик видел, что исполнитель четко понимает, что делает, а не тыкается, как слепой котенок.