Sep
29
|
Еще раз о фриланс-биржах
|
Я уже касался темы фриланс-бирж. Сегодняшняя же заметка уже немного в другом русле.
Несмотря на то, что рынок фриланс-бирж уже давно сформирован и практически распределение сил не меняется, до сих пор есть еще очень много желающих оторвать себе лакомый кусочек в этой сфере.
И это при том, что тематических ресурсов на эту тему уже давно больше 20! Хотя реально живут и развиваются лишь до 5 из них. Остальные — в процессе стагнации.
Так вот — за год, который я веду этот блог о фрилансе, который вы сейчас читаете, ко мне периодически обращались создатели новых бирж (а двое обратились совсем недавно), с просьбой оценить их творения.
Маленькое лирическое отступление.
Меня пару раз критиковали за то, что мол я имею какое-то предпочтение в биржах и мол о других не пишу. Да, не пишу, когда неочем писать. Было бы что-то позитивное — я бы с радостью написал и даже сделал бы обзор. Если у вас есть новые и интересные материалы — присылайте, всегда рад.
Честно говоря у меня после каждого просмотра остается одно и тоже неизгладимое впечатление, под влиянием которого я и решил написать данную заметку.
А впечатление следующее:
Создатели этих бирж плохо понимают что нужно сделать для создания реальной конкуренции уже существующим и успешным проектам.
Часто то, что мне показывают — выглядит как серая мышка, которая решила вылезти из норки, вокруг которой сидит свора котов, в надежде, что ей удасться «прошмыгнуть» мимо них.
Нет, не выйдет. Время запуска бирж таким образом уже давно прошло — это был период в 2003–2005 году, когда такое проходило.
Сейчас все уже намного сложнее и запутаннее. И чтобы выйти на рынок и занять свою нишу — надо много усилий. Естественно, я как фрилансер с некоторым опытом не могу пройти мимо данной темы и не высказать свое «имхо».
Цель данной статьи — описать мое видение того, что нужно для запуска фриланс-биржи, которая сможет войти на рынок и закрепиться на нем. После этого я буду просто давать ссылку на эту заметку, когда в следующий раз меня попросят высказать свое мнение об очередном проекте данной тематики.
Итак, чего не хватает новичкам:
- Хорошего дизайна. Это тот момент, на котором очень часто экономят с мыслями по типу «если биржа пойдет, то заменим». Да, оно может и так, но для того, чтобы привлечь к себе внимание и заставить о себе написать — нужен Дизайн (именно с большой буквы). Надо что-то, за что зацепится глаз впервые попавшего на сайт, чтобы хотелось дальше исследовать сайт. А вот после исследования — можно ожидать и заметок о сайте. Не интересный дизайн врядли западет в память и тем более заинтересует к исследованию сайта
- Юзабилити. Тоже тот пункт, на котором экономят. Чтобы не ходить далеко — приведу недавний пример — я как пользователь захожу на сайт и вижу некоторые пункты меню. Кликаю на них и система мне предлагает залогиниться. Спрашивается: зачем вообще показывать мне эти пункты, если я не залогинен? Такие вещи просто раздражают
- Денежных вложений. Да, да. Время, когда можно было сделать на коленке ресурс и выйти в лидеры прошло. Сейчас требуются немалые бюджеты для того, чтобы сделать рекламу ресурсу, заказать хороший выделенный сервер и нанять грамотную команду разработчиков. Задумайтесь, откуда появятся ваши первые посетители. И почему они останутся с вами, а не уйдут к конкурентам
- Понимание потребностей рынка. Очень удивлен, что многие не понимают, чего требуется рынку и что для того, чтобы у биржи появились заказчики и фрилансеры — нужно предложить что-то, чего нет или недоработано у конкурентов. Не нужно выдумывать мега-фичи. Достаточно взять существующие вещи, доработать найлучшим образом и красиво приподнести. Такой вещью может стать например даже улучшенные блоги или оформление всех проектов через юриста и сервисы безопасных сделок. Также это может быть круглосуточный суппорт (чего кстати, насколько я знаю нет ни у одной биржи на територии СНГ)
- Хорошей обучающей программы. Возможно я не прав, но интерфейсы публикации проектов различны у многих бирж. И для заказчиков, которые пришли впервые на сервис — было бы не плохо сделать некоторую вводную обучающую программу (видео или флеш-ролик). Лояльность пользователей только повыситься от этого. В целом конечно можно обойтись и без этого, но как мне кажется — для старта это было бы актуальным
- Готовность прислушиваться к мнению профессионалов. К сожалению это проблема не только бирж, а и многих стартапов. Очень часто координаторы напрочь не желают прислушиваться к советам и гнут свою линию, думая, что они знают лучше. Только не всегда это соответствует реальности (дополнение предложил Максим Покровский)
Итак, вы все еще хотите запустить свою биржу? Готовы ли вы перебороть трудности, описанные выше? Если да, то успех вашей бирже почти наверняка гарантирован.
P.S. Буду рад дополнениям, чувствую, что что-то забыл упомянуть, но не могу понять что.
P.S2. Автор кстати очень бы хотел бы, чтобы появилась новая и амбициозная биржа на територии СНГ. Всегда интересно наблюдать за процессом выхода на рынок грамотного игрока. К сожалению за последние три года был только один проект, шумно заявивший о себе — вебперсонал, но множественные недоработки интерфейса на старте дали существенный тормоз в развитии проекта. Однако далеко не все потеряно.