Окт
15
|
Актуальный вопрос: встреча с заказчиком
|
Данная заметка ориентирована на фрилансеров больших городов, так как в довольно небольших городах этот вопрос совсем не актуален, хотя бы потому, что работать на местных заказчиков не выгодно и почти вся клиентура — либо зарубежная, либо очень далеко находится териториально.
Тем не менее, я считаю, что данный вопрос тоже стоит осветить, так как, исходя из своего опыта, принебрегать хорошими «локальными» клиентами не стоит. Почему? Далее я поясню.
Зачем нужны локальные заказчики?
Как ни крути, а реальность такова, что личный контакт всегда надежнее для совершения сделок. Можно видеть реакцию собеседника на вопросы, улавливать интонацию и т.д. — все то, что очень трудно понять на расстоянии, никогда не видев человека.
Кроме этого, как показывает мой же опыт — расчет с местными заказчиками зачастую происходит быстрее и как правило — наличкой. Поэтому не нужно терять проценты на обналичиванию разного рода виртуальных денег и т.д.
В целом список «зачем нужны» можно продолжать очень долго, но основными вещами есть:
- Личный контакт
- Оплата наличкой (при желании)
- Возможность запросить более высокий бюджет
Некоторые читатели могут сказать «а как же надежность?». А вот далеко не факт, что надежнее Лично поэтому никому не рекомендую работать с заказчиками без предоплаты. Даже из своего города. Предоплата — залог надежности.
В целом бы я советовал при любой возможности стараться обзавестись парочкой заказчиков из своего города, особенно если они готовы платить адекватно за адекватную этим деньгам работу (по вашим запросам).
Встреча с заказчиком
Советую перед встречей сделать домашнюю работу: разузнать о заказчике, поспрашивать знакомых, может кто-то работал с ним уже. Так будет намного проще узнать, чего ожидать от человека.
Как правило — следует до встречи созвониться и уже по телефонному разговору выяснить, какой это заказчик и сделать для себя выводы из разговора. Иногда лучше не встречаться с заказчиком вообще, если уже по телефонному разговору видно, что вы с ним разных понятий о сотрудничестве (например заказчик разговаривает на жаргоне зеков и т.д. а вы — более делового типа человек) — в таком случае очень велика вероятность, что общего языка вы не найдете.
Самая большая проблема у фрилансеров при встрече с заказчиками — это волнение. Боязнь сказать что-то не так, что будет не правильно истрактовано и т.д. Это все имеет корни от работы в офисе, где конечный исполнитель чаще всего лишен возможности общаться с заказчиком, за него это делают менеджеры, директора и т.д. Естественно человек попадает в непривычную для себя ситуацию и естественно ведет себя несколько зажато, что может отразиться на результатах встречи.
Естественно цель любой встречи должна быть одна — получить выгодный заказ.
Как следует себя вести
Конечно же по ситуации. Если вы видите, что человек перед вами — не хамовит и адекватен (как правило это видно в первые 5–10 минут общения), то как правило проходят такие вещи:
- Инициатива. Заказчик изложит свой заказ, наверняка он не все вещи продумал, самое время проанализировать сказанное и предложить пару «вкусных» вещичек. Это всегда высоко ценится
- Уверенность в себе. Говорите только о тех вещах, которые вы знаете и умеете. Не обещайте золотых гор и не волнуйтесь. Ваше волнение — передается заказчику и он начнет сомневаться в вас
В целом я бы рекомендовал всегда пытаться проявить эти вещи, но ситуации бывают разные, поэтому далеко не всегда это подходит. Если Вы видите, что общий язык не находится — лучше отказаться от заказа и закончить встречу. Самое лучше это сделать фразой, подобной к «Я не смогу сделать для вас этот заказ — я этого не умею». Не грубить, не обвинять заказчика и т.д. Просто в этом нет смысла.
Вместо эпилога
Мне относительно повезло — пока я работал в офисе — мне приходилось довольно часто встречаться с заказчиками (они приходили к нам в офис и я напрямую общался и делал поправки на сайте), поэтому для меня это также обыденно, как и выпить чашку кофе.
Однако я довольно четко помню свою первую встречу и как я волновался. Даже не смотря на то, что это происходило в офисе, а не у заказчика на работе. Теперь это конечно вспоминается только с улыбкой.
Главная проблема была в том, что мне некому было вообще пояснить как нужно себя вести и т.д. Наверное именно поэтому я решил поделиться своим опытом со своими читателями — вполне возможно кому-то подобная первая встреча — еще только предстоит.
Ах да, и лично из своего опыта — советую встречаться на нейтральной територии с заказчиком (чтобы не было советчиков, которые очень часто портят все рациональные предложения заказчику от фрилансера).
Успехов!
15.10.2008 в 18:57
Хорошие советы. Я бы ещё предложил составить краткий план разговора.
Что я могу предложить заказчику, условия работы, условия оплаты, предоплата и прочее..
По опыту знаю, что неопытный заказчик будет готов сидеть и слушать до тех пор, пока его не убедят в необходимости заказать.
А сделать это проще имея под рукой план действий.
15.10.2008 в 20:32
Я сегодня как раз разговаривал с … своим бывшим начальником по последнему месту работы. Хочет меня на пару недель загрузить. Предлагал и в офисе посидеть - но что то мне уже влом..говорю я и дома могу. Т.е. это получается некая ещё более тесная связь с заказчиком чем в вашей статье. Тут уже думать про “кинут-не кинут” - не нужно. Так что вот и такой вариант может быть.
15.10.2008 в 23:22
[...] Данная заметка ориентирована на фрилансеров больших городов, так как в довольно небольших городах этот вопрос совсем не актуален, хотя бы потому, что работать на местных заказчиков не выгодно и почти вся клиентура — либо зарубежная, либо очень далеко находится териториально. Тем не менее, я считаю, что данный вопрос тоже стоит осветить, так как, исходя из своего опыта, принебрегать хорошими «локальными» клиентами не стоит. Почему? Далее я поясню. Дальше [...]
16.10.2008 в 11:49
[...] дальше: Станислав Малкин делится опытом организации личных встреч с заказчиками. [...]
16.10.2008 в 12:24
Нужно быть уверенным в своих силах, когда встречаешься с заказчиком. Если даже ты не чувствуешь себя всемогущим, снаружи ты должен излучать абсолютную уверенность в своих силах…
17.10.2008 в 07:12
Это, кстати, все и к телефонным разговорам относится. Они конечно не такие продолжительные как личные встречи, но инициатива с уверенностью нужна и там.
А в отдаленные от центра города сейчас из Москвы (да даже из Штатов ) звонят без проблем, т.к. связь относительно дешевая стала.
З.Ы. Станислав, у вас Каптча всегда одинаковая, ИМХО не очень хороший блок для ботов.
17.10.2008 в 07:19
Артем:
Правильно Ботов пишут как правило под тысячи блогов, а не под один какой-то, потому, как выхлоп тогда минимален.
А править код бота, чтобы он распознавал, есть ли такие поля и еще к тому же для отдельных блогов подставлять значение этих полей - это адский труд и спамить бы тогда стало просто не рентабельно
Поэтому даже на одном и том же значении это работает и так и было задумано, ввиду описанного выше. Как видно - результат налицо - спам исчез, как класс и не появляется вообще.
17.10.2008 в 19:58
Согласен. Перед тем как идти на встречу необходимо составить план разговора. Так будет проще, меньше волноваться будешь.
18.10.2008 в 22:13
Мне слабо представляется подготовка к разговору.
Если человек знает тему, на которую будет общаться, то к чему готовиться? Если не знает, то “перед смертью не надышешься”.
Лучше всего не готовиться, а провести тренинг. Только не надо привлекать людей разбирающихся в вебе и хорошо понимающих, что есть сайт и зачем он нужен. Дайте пару статей о сайтах почитать знакомым/родителям/etc и потом попробуйте их побыть клиентом и провести встречу. Вы узнаете очень много интересных вопросов, а некоторые вызовут у Вас стопор или истерику.
И еще совет из личного опыта: не думайте о результате встречи заранее. Может от Вас откажутся, а может и Вы откажетесь. Отказаться самому бывает очень трудно, особенно когда с Вами беседует кто-то из высшего руководства фирмы (даже если это мелкая фирма). Обычно эти люди имеют опыт уламывания/уговаривания/etc. И то, что мы все думаем, что мы самые-самые - это ничего не значит.
25.10.2008 в 14:41
Всё очень чётко подмечено, но самое главное выделю уверенность в себе, это самый главный фактор.
01.11.2008 в 04:04
Спасибо за материал - надеюсь, многим будет интересно и полезно.
Попутно хочу поблагодарить за ваш вклад в нашу работу - 93 мотора уже в пути.
03.11.2008 в 18:44
Всегда пожалуйста. И Вам спасибо за заказ
19.11.2008 в 13:59
Я однажды имел глупость работать над созданием сайта без предоплаты и даже без договора. Как результат я получил деньги только через год после начала работы, потратил кучу времени и нервов на выбивание денег. Сейчас уже таких ошибок не совершаю.