Jul
11
|
Личная встреча с заказчиками
|
Фрилансеры и удаленщики чаще всего стараются избегать прямых встреч с заказчиками.
Причин тому множество — кто-то боится ляпнуть что-то не то, кто-то боится показать свою личность, у кого-то другие проблемы.
Зачем нужны личные встречи
Если рассудить здраво — таких встреч не стоит избегать (исключением могут ставать только неадекватные предложения и заказчики), т.к. в условиях удаленной работы в СНГ (множество кидал, лохотронов и т.д.) — иногда личная встреча просто необходима, чтобы получить личный контакт, посмотреть друг другу в глаза, понять, что вас ожидает вместе.
Из своего опыта могу сказать, что личные встречи помогают установить более тесный контакт с заказчиком, получить от него больше деталей, уловить его эмоции и интонации (это очень важно).
Не стоит забывать также, что видя ваше лицо и мимику, заказчик может попробовать задать прямые вопросы, ответы на которые вы могли дать не сходу, а подумав и представив их в лучшем виде. Личное же общение заставляет давать правильные ответы сходу, у вас не будет времени подумать и что-то сболтнуть. Такими вопросами могут стать вопросы о цене, скидке, системе оплаты, опыта, портфолио, профессионализма и т.д.
Хорошая новость же в том, что все тоже самое верно и для вас — вы точно также можете задавать прямые вопросы (главное соблюдать нормы этики, если конечно заказ вам интересен), спросить об увеличении бюджета и т.д.
Эмоции, мимика, жесты — чаще всего все это выдает ощущение человека от полученного вопроса. Поэтому сделайте домашнее задание — подумайте, что вас может спросить заказчик и подготовьте приблизительные ответы, чтобы это не стало для вас сюрпризом.
У меня было много личных встреч, как правило заказчики излагали суть заданий, иногда показывали приблизительные наброски (дизайна или структуры сайта и т.д.) и уже после этого были вопросы о приблизительной цене.
Важно! Рекомендую не пороть горячку и цену называть уже позже, прийдя домой, разложив все по полочкам и оценив. Т.к. в момент общения с заказчиком вы можете на уровне подсознания урезать цену, либо переоценить свои силы и запросить меньше. Личное общение к этому располагает как никакое другое.
Место встречи
Чаще всего встречи инициируют заказчики (по моему опыту), т.к. хотят понять, что за человек исполнитель и можно ли ему доверить свой проект и деньги.
В подавляющем количестве случаев заказчики предлагали провести встречу у них в офисе, либо подъехать в мой (если такой есть).
Т.к. у меня офиса нет, то вариант с офисом заказчика был для меня в основном подходящим. Но бывали и другие варианты — кафе, улица или даже в машине у заказчика. Любой вариант в целом приемлим, главное личный контакт.
Не стоит этого бояться, главное подготовиться. И избегайте шумных мест — вам же дела надо обсудить, а для этого нужна относительная тишина и возможность сконцентрироваться.
Если это заведение — как правило идут туда на кофе-чай, а не на посиделки, поэтому моя позиция — стоит первый раз заплатить по счету за двоих, сказав, что «в следующий раз платите вы». Т.к. встреча очень вероятно, что не последняя, то заказчик в долгу как правило не останется.
Если же встреча затягивается и растраты растут — будет разумно предложить заплатить каждому за себя.
Выводы
- Не бойтесь личных встреч с заказчиками: они полезны в равной мере для обоих сторон — заказчику понять, с кем он имеет дело и может ли он вам доверить свои деньги. Вам же — возможность получить еще один (возможно даже и не один) и более выгодный проект. Прислушивайтесь и присматривайтесь к заказчику — вам с ним работать. Важно понять — стоит ли это того или нет при первой же встрече.
- Место встречи: может быть любым, либо нейтральным, либо офис заказчика. Лучше встречаться засветло и в нешумном месте. Стоит оплатить счет самостоятельно, если он небольшой или договорится платить каждому по счету, если сумма больше разумной для вас (если выбрано кафе/заведение как место встречи)
- Сделайте домашнее задание: подготовьте ответы на разнообразные каверзные вопросы, пусть лучше вы их продумаете и они останутся неиспользованными, чем вас застанут ими неожиданно.
P.S. У вас может быть другой опыт, я не позиционирую данные советы как панацею. Буду рад услышать в комментариях ваш опыт.
12.07.2010 в 14:09
Абсолютно согласен! Странно если кто-то опасается личных встреч с заказчиком. Понятно что надо снижать издержки и порой проще, быстрее и экономичнее по времени-деньгам, обсудить рабочие моменты по скайпу. Но по ключевым вопросам всегда надо встречаться лично. Не раз, проблемные моменты в проектах были разрешены именно после встречи и взаимного “разруливания” вопросов. Даже в таких насущных моментах как затягивание сроков (по вине фрилансера или даже работодателя) – встреча будет лишним признаком того что фрилансер не “скрывается”, а готов работать.
13.07.2010 в 15:20
Конечно личный контакт решает, особенно, если проект длительный или вы не нацелены на одноразовое сотрудничество с заказчиком.
Вообще встречи с местными заказчиками – отличный повод получить стабильных заказчиков.
13.07.2010 в 15:25
К способ увеличить их лояльность? Да, согласен.
13.07.2010 в 15:36
Vlad Ossipov:
Естественно. И не только – при личном общении можно предложить дополнительные услуги и сервисы.
25.09.2010 в 03:46
Я так вижу, что ты противоставляешь личное общение и общение по тому же скайпу… а зря. За последние 3 года я в живую не видел ни одного своего заказчика, собственно, как и субподрядчиков – все через скайп, всякие sip’ы, google talk… Считаю, что этак даже лучше чем вживую с людьми общаться. Да и ненакатаешься в те же США или Филлипины по десятку раз на месяц.
25.09.2010 в 11:29
Не противоставляю. Да и статье вроде как указано, что речь про локальных заказчиков, тоесть из своего города.
08.01.2012 в 07:15
Опасаются личных встреч наверное в основном официально неоформленные как предприниматели фрилансеры.
У меня при встречах в кафе в основном заказчик предлагает платить за двоих, сопровождая словами: “Все в работу…” Оно и странно было бы, если по-другому . Фрилансер пришел денег заработать, и тут еще и угостил своего работодателя…
18.05.2012 в 20:19
…
[...]Личная встреча с заказчиками | Развитие личности, лайфхак, личный опыт, проекты и околоайтишные размышления. Персональный блог Станислава Малкина[...]…