Aug
17
|
Первое правило при работе с русскоговорящими заказчиками
|
Если можете не работать — не работайте. Так как чаще всего попадаются разные засранцы.
Всегда берите с них предоплату, не менее 30% от стоимости проекта, иначе будет вероятность, что ввиду каких-либо обстоятельств больше вам ничего не заплатят.
Если проект критичен заказчику по времени, то давайте накрутку в 30–40%, при этом озвучивайте, что это накрутка за важность и спешку, чтобы потом не было удивленных лиц по типу «ты много попросил, я согласился только потому, что думал, что ты как фрилансер все сделаешь сам, от а до я, ведь цена у тебя большая, больше, чем у людей, которые у меня работают в офисе и делают все по ТЗ».
Большинство клиентов не понимает, что тестирование никак не входит в стоимость проекта, когда идет речь о разработке движка и это отдельный пункт, который нужно проговаривать сразу, чтобы было понимание откуда береться цена допустим в 2500$ за 3–4 недели работы.
Не откладывайте оплату куска работы ни при каких обстоятельствах на последний день, даже если заказчик говорят, что «пару багов это не 100% сделанная работа, принимать не буду». Баги нужно исправлять, это и ежу понятно, но когда отказываются платить часть денег за этап, кивая на пару мелких багов — повод задуматься, а стоит ли их исправлять и надеяться, что клиент заплатит, иначе можно потерять кучу времени, в результате не увидев никакой оплаты.
Если видите, что клиент недоверяет изначально, например слишком часто звонит или пару раз звонит, не дозванивается (т.к. вы можете не брать телефон выходя в магазин из дому или даже в туалет), а потом звонит с левого номера и дозванивается, и на основании этого делает вывод, что фрилансер его «динамит», лучше сразу слать такого заказчика лесом, т.к. не понятно что будет ждать в итоге при сдаче проекта или этапа с таким пароноидальным недоверием.
Не работайте с заказчиками, которые изначально говорят, что с фрилансерами нельзя работать ни при каких обстоятельствах (с девелоперами), но при этом обращаются к вам и делают заказ. Очевидно, что мыши колются, плачут, но продолжают жрать свой кактус (с)
Старайтесь не доверять авторитетности того или иного заказчика, например даже если этот человек или компания сделали пару или один серьезный проект. Это не дает гарантии, что они умеют честно и грамотно работать и оплачивать труд нанимаемого ими специалиста.
Можете не работать с русскоговорящими заказчиками? Не работайте. Из личного опыта могу сказать, что иностранец никогда не станет относиться к вам с недоверием и тем более — всегда заплатит за работу, которая будет проделана, особенно если проект ему нужен.
Зарубежные заказчики уважают труд, платят вовремя, не позволяют себе придираться к мелочам и говорить, что «вот мы тебе сейчас заплатим, а эти мелочи так и не будут исправлены», несмотря на то, что у вас еще впереди полпроекта.
P. S. Среди русскоговорящих тоже есть хорошие заказчики, в частности у меня много постоянных заказчиков, с которыми я работаю и мы довольны друг другом, но к сожалению их намного меньше, чем тех, кто ищет как бы нажиться на чужом труде или кинуть с частью оплаты.
17.08.2009 в 23:09
Станислав, первий раз вижу в Вашем блоге такой гневный опус.
Всегда Вы были более взвешеным и складывалось мнение, что вывести Вас из себя достаточно трудно.
17.08.2009 в 23:12
quer:
Да, довольно трудно, т.к. чаще встречаются адекватные люди, чем ихняя противоположность.
И довольно трудно оставаться нейтральным, когда встречаешь ненормальное отношение к разработчику, по типу “сам дурак”
18.08.2009 в 01:06
Наболело, видимо Вот поэтому я не работаю с русскоязычными заказчиками. Потенциально я в напряжении и жду кидка. Есть всякие заказчики и там и тут, но предпочитаю импортных.
18.08.2009 в 02:13
Соглашусь, что местные более проблемные. Но раз на раз не приходится, на примере небольшой конторы, где я работал до фриланса: долгое время работали с киевскими, затем надоели постоянные претензии и перешли на работу с голландцами и американцами. Народ четыре месяца не получал зарплату, и после контора расбежалась (или осталось два человека из двадцати).
18.08.2009 в 05:04
Не знаю где тут гневный опус. Вполне себе жизненно.
18.08.2009 в 13:43
Абсолютно согласен
Я вот тоже принципиально не работаю с русскоязычными заказчиками и особенно на русских биржах фриланса.
Менталитет очень идиотский: заказчик всегда пан – работник всегда раб. И это не только во фрилансе – в реале дела практически точно так же обстоят.
В моём блоге я даже небольшой ответ написал, точнее продолжение – если кому не лень – приходите (уж не сочтите за спам)
18.08.2009 в 15:57
Интересно откуда такая уверенность в западных заказчиках? Там тоже разные личности есть, другой вопрос что там перевес все таки в положительную сторону идет. А так тоже встречаются (по личному опыту знаю).
18.08.2009 в 16:09
Артем
Именно про перевес речь. К тому же действительно есть и иностранцы довольно не приятные, мне тоже попадались, но их меньшенство, по сравнению с соотношением у нас.
В целом я не жалуюсь – это пожалуй единственный случай за мою пятилетнюю практику, когда с заказчиком не удалось доделать проект и пришлось кинуть половину работы с неоплаченной частью денег потому, что “себе дороже” продолжать работу с такими людьми.
Жаль только потраченного времени.
18.08.2009 в 16:12
Steward:
А где же адрес блога?
18.08.2009 в 17:13
Я скромно предполагал что после регистрации при клике на ник должен был быть переход на указаный url
http://blog.petrusha.name/2009/08/17/russia-bayer-in-freelance/ – ссылка на заметку
19.08.2009 в 20:33
Не соглашусь, пожалуй. Хотя в процентном соотношении русскоязычных непорядочных заказчиков, наверное, больше – самое крупное “кидалово” было у меня от приличного такого (по первому впечатлению) американца.
20.08.2009 в 02:23
Хорошая статья, только начинаю изучать джунгли отечесвенного фриланса. Пока в шоке от worker for food, кажется что таких фрилансеров больше половины.
20.08.2009 в 09:06
Кидалово возможно откуда угодно, на то и “кидалы”, чтобы фрилансер не дремал Мне кажется, что “наши” привыкли иметь “знакомого, который все может но он занят”, или “у меня на работе есть мальчик но он в отпуске”, поэтому и отношение к фрилансеру как к штатному работнику.
20.08.2009 в 15:06
Steward:
Да, только после регистрации надо адрес сайта внести в своем профиле, тогда все заработает
А так получилось, что ссылка была типа “http://”.
Спасибо за рассказ
22.08.2009 в 03:00
Немного подробнее про данную тему – http://freeprogs.kiev.ua/2009/08/22/v-prodolzhenie-istorii/
20.09.2009 в 22:37
Пидары они все!
28.09.2009 в 00:42
[...] ответ на статью Станивлава Малкина, о том, что все русскоговоря
28.09.2009 в 02:07
[...] ответ на статью Станивлава Малкина, о том, что все русскоговоря
01.10.2009 в 00:31
[...] возможно вас заинтересует статья о сложностях работы с рускими заказчиками и ответ со стороны [...]
18.10.2009 в 17:25
Верные правила. Отличная статья, спасибО!
21.10.2009 в 00:44
Мне вдруг стало интересно, а почему в стоимость разработки продукта не входит его тестирование ?
21.10.2009 в 13:06
Потому, что был заказан не продукт под ключ, а только программирование.
Разработчик де-факто не может быть отличным тестировщиком, поэтому тестирование он проводит, но не доскональное, потому, что выявить все ошибки не возможно хотя бы даже потому, что когда что-то разрабатываешь – глаз замыливается и ты меньше обращаешь внимание на возможное поведение других пользователей.
Поэтому заказывать одиночке программирование + тестирование в одном лице – не разумно и поэтому цена тестирования не входит в общую цену.
21.10.2009 в 16:17
Выявить абсолютно все ошибки в более-менее сложных проектах невозможно. Но это не значит, что первичное тестирование продукта до его сдачи заказчику не входит в стоимость разработки в принципе, если только нет договоренности об обратном.
P.S. речь не о данном конкретном случае
13.11.2009 в 03:19
Не работайте с фрилансерами, которые изначально говорят, что с русскоязычными заказчиками нельзя работать ни при каких обстоятельствах, но при этом обращаются к вам и берут заказ. Очевидно, что мыши колются, плачут, но продолжают жрать свой кактус (с)
27.11.2009 в 19:34
А где же брать этих иностранных заказчиков? В частности на дизайн?
03.12.2009 в 21:34
Пользуясь моментом, подкинте ктонибудь инвайт на хабру. <:*)
03.12.2009 в 21:38
dedushka:
Как вариант: на иностранных биржах.
syschel:
Пользуясь моментом, могу расценить это как спам.
16.12.2009 в 17:54
Лучше иметь хотя бы небольшой прайсик с перечнем стоимости всех услуг. А еще лучше – большой и мелкими буквами. В противном случае – просто дискутировать в формате ” А Вы этого не говорили ” – ” Да и так понятно” не хватит времени. Да и не располагает виртуальное общение к развитию таких качеств, как порядочность, совесть и т.д.